Блоги > Антон Лебедев > Оскорбленные чувства
Антон Лебедев
Антон Лебедев

Оскорбленные чувства

У каждого народа и отдельно взятой личности есть то, что считается святым, неприкосновенным, чистым и незапятнанным. В этом выражается внутренняя потребность души человека к идеалу, эталону правды и справедливости.

Есть несколько способов удовлетворить эту нужду. Одна из них – вновь взглянуть на исторические примеры героизма и самопожертвования. Могу понять, например, людей, которые были оскорблены скандальным опросом телеканала «Дождь» о сдаче блокадного Ленинграда. Или тех, кто возмущается очередной попыткой переписать историю Великой Отечественной, где жертва уже ничем не лучше агрессора. Понимаю даже тех, кто сакрализуют революции, скорее всего они искренне хотят видеть быстрые и кардинальные перемены к лучшему в своем обществе. Еще можно вспомнить о невинно убиенных жертвах. В мясорубках 20 века их было множество – это и подверженные этническим чисткам, и замученные в застенках, и погибшие мирные жители в многочисленных военных конфликтах. Достаточно сказать, что в некоторых странах отрицание Холокоста законодательно запрещено вплоть до уголовной ответственности.

И, наконец, высшая степень сакральности вера. Вера религиозная, то есть в чем-то иррациональная, основанная часто не столько на логических аргументах, сколько на личной встрече с Богом и познании Его. Вера в чем-то непримиримая, ясно очерчивающая собственные границы, разграничивающая Добро и Зло, Истину и Заблуждение, Правду и Ложь. Часто говорят, что верующий человек не должен огорчаться, если издеваются над самой сутью его веры, – мол, Бог Сам постоит за Себя. Разумеется, постоит и воздаст. Да, есть сильные и духовно зрелые люди, которым любое оскорбление нипочем. Но большинство верующих, и давайте это признаем, слабы, ранимы, обидчивы. А значит, намеренное глумление может оскорбить и сильно навредить их душам, которые подчас натянуты, словно тетива лука. Причем навредить гораздо сильнее, чем любое физическое насилие.

В противоречие с этими вещами сразу вступает современное светское общество со своими ценностями свободы слова и прессы. Свободы, в том числе, и говорить что-то неприятное, способное через самые сильные словесные и изобразительные инструменты высмеивать пороки общества. Сарказм и сатира в этом случае выступают, по меткому высказыванию одного западного обозревателя, в роли иголки, сдувающей шар лицемерия современной действительности. Способность смеяться над собой и посмотреть на себя со стороны – удел сильных и уверенных в себе.

Понимая столкновение этих двух полюсов – религиозного и светского – так называемые «цивилизованные» общества для самозащиты от развала вырабатывают определенные воспитательные и поведенческие модели, проводят разграничения между выражением своего мнения и хамством, оценочными суждениями и клеветой, свободой самовыражения и пахабщиной, разумными сдержанными возражениями и разжиганием розни.

Есть соответствующее воспитание в семье и в школе, где в классе есть представители разных национальностей и вероисповеданий. Присутствует журналистская этика, которая не допускает в печать материалы определенного содержания. В конце концов, для самых отъявленных провокаторов – штраф и общественные работы.

И последнее. Мне говорят: Христос и Апостолы задевали чувства религиозных людей. Это факт. Но делали они это не с целью спровоцировать, оскорбить или унизить. Поэтому их дело живет в сердцах многих людей, спасая и примиряя.

Все заметки автора

Регистрация

Уже есть логин на сайте SD? Войти

Если вы хотите зарегистрироваться на сайте журнала SD и писать заметки в раздел Блоги, Вам необходимо отправить заявку на почту sd58@inbox.ru, указав свое имя и фамилию. Или заполните форму обратной связи.

Регистрируясь, вы соглашаетесь с
условиями пользовательского соглашения.

Войти в личный кабинет

Если у вас еще нет аккаунта, обратитесь в редакцию журнала по почте sd58@inbox.ru